Важнейшим направлением в работе вожатого является психологическая диагностика ребенка и временного коллектива лагеря, так как только на основе полученных результатов может строится дальнейшая работа вожатого с ребенком и с отрядом в целом.
В настоящее время психодиагностика является универсальным научным инструментом, предшествующим любому взаимодействию психологической науки с практикой, сопровождающим и завершающим (Р.В. Овчарова). С помощью психодиагностики исследуются психологическая индивидуальность или ее отдельные характеристики, однако вожатый должен помнить, что постановка психологического диагноза (заключения о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик) находится вне пределов его компетенции.
Использование любой диагностической процедуры в практике вожатого должно определяться выбранной педагогической целью и служить достижению поставленных задач. Диагностика не должна проводиться ради диагностики. Полученные данные необходимо использовать для коррекции программы отрядной деятельности или программы детского лагеря.
Вожатый, проводя диагностическое обследование детей, должен вначале определить цель диагностирования, затем выбрать наиболее подходящий для данной цели диагностический инструментарий, далее провести диагностические процедуры, обработать и интерпретировать данные, составить прогноз развития ситуации.
Цели, поставленные вожатым лагеря при использовании тех или иные диагностических средств могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка (ценности, установки, цели, мотивация, личностные качества, способности и пр.), которое помогает вожатому быстрее понять подростка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем.
2. Изучение межличностных отношений во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, дружба и пр.), которое способствует правильному пониманию вожатым социально-психологических процессов, протекающих в отряде.
Методика «5 пальцев»
Методика «Черный и белый камень»
Методика «Цветопись»
Совместная деятельность
Диагностика интереса
Творческий потенциал
Диагностика мотивации
Анкета участников мероприятия или занятия
Черно-белый и цветной кадр
Методика «Дерево»
«Эквалайзер»
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
Для детей подготовительной группы (5-7 лет ) характерны такие страхи:
График настроения
(сайт www.summercamp.ru)
Методика «Черный и белый камень»
Методика «Цветопись»
Совместная деятельность
Диагностика интереса
Творческий потенциал
Диагностика мотивации
Анкета участников мероприятия или занятия
Черно-белый и цветной кадр
Методика «Дерево»
«Эквалайзер»
Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
Ты боишься:
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
Ты боишься:
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
- медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
- страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
- страх смерти (своей);
- боязнь животных ;
- страхи сказочных персонажей;
- страх темноты и кошмарных снов;
- социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
- пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния .
Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:
Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:
выраженные страхи
|
у девочек
|
у мальчиков
|
страх одиночества
|
в 100% случаев
|
90%
|
страх смерти родителей
|
100%
|
70%
|
страх умереть
|
100%
|
30%
|
страх родителей
|
60%
|
90%
|
страх снов
|
100%
|
80%
|
страх войны
|
70%
|
90%
|
страх темноты
|
90%
|
60%
|
страх перед животными
|
90%
|
70%
|
страх чудовищ
|
40%
|
60%
|
страх высоты
|
70%
|
40%
|
страх глубины
|
30%
|
30%
|
страх замкнутого пространства
|
30%
|
40%
|
страх огня и пожара
|
100%
|
70%
|
страх перед врачами
|
20%
|
20%
|
страх крови
|
50%
|
30%
|
страх перед уколами
|
50%
|
30%
|
страх боли
|
40%
|
50%
|
страх резких звуков
|
30%
|
30%
|
Для детей подготовительной группы (5-7 лет ) характерны такие страхи:
выраженные страхи
|
у девочек
|
у мальчиков
|
страх перед нападением
|
70%
|
90%
|
страх умереть
|
100%
|
50%
|
страх смерти родителей
|
100%
|
60%
|
страх перед папой и мамой
|
90%
|
90%
|
страх наказания
|
70%
|
100%
|
страх чудовищ
|
50%
|
80%
|
страх глубины
|
90%
|
40%
|
страх перед стихией
|
80%
|
60%
|
страх высоты
|
90%
|
40%
|
страх пожара
|
100%
|
60%
|
боязнь врачей и боли
|
80%
|
50%
|
боязнь крови
|
100%
|
20%
|
боязнь уколов
|
90%
|
40%
|
страх перед неожиданными звуками
|
100%
|
60%
|
страх темноты
|
60%
|
40%
|
страх увидеть страшные сны
|
70%
|
40%
|
страх замкнутого пространства
|
70%
|
20%
|
страх войны
|
70%
|
60%
|
страх огня
|
60%
|
60%
|
страх больших улиц
|
20%
|
20%
|
График настроения
(сайт www.summercamp.ru)
Графики
настроения - это нехитрая и простая методика выявления
психо-эмоциональной атмосферы в отряде.
- «Ночные окна»
- «Чайки над морем»
- «Шарики»
- «Смайлики»
- «Флаги»
- «Нотки»
- «Свечи»
- «Аквариум»
- «Цветопись настроения»
- «Радуга настроения»
ссылку предоставила Просочкина Александра, АФ 31/2
http://www.summercamp.ru/index.php?title=%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
ОтветитьУдалитьэкран настроения
полезная информация!
ОтветитьУдалитьУ меня есть интересная методика выявления детских страхов! Обращайтесь! :)
ОтветитьУдалить